ЧП "СНП-сервис" г. Киев, ул. Добрынинская, 5, блок 2/15, тел.: (044) 599-08-13, 361-16-41 |
snp@i.com.ua | ||
|
Технология
шёлкотрафарета |
|
Часть 2 |
|
|
|
При выборе сетки важно учитывать такой показатель, как линиатура - количество нитей на дюйм. Грубые сетки (до 50 нитей на дюйм) используют большую толщину наносимой краски и высокую кроющую способность. Тонкие сетки используют, чтобы избежать эффекта "пилообразования" и проблем "муара" при полутоновой печати. Натяжение сита .Допустимое натяжение зависит от прочности на разрыв и сопротивления данной сетки. Оба эти параметра пропорциональны площади поперечного сечения нити, т.е. чем больше размер нити, тем она крепче. При многоцветной печати хорошая приводка достигается при напряжении выше 12 Н/см (опт 14). Натянутое сито теряет около 15-20 % напряжения в течение первых суток, поэтому его надо «выдержать» перед приклеиванием. |
|
Для трафаретной печати используются рамки разных форматов:
|
|
После того, как сетка будет натянута на рамку,
ее необходимо обработать: 1. Во-первых, сетку обрабатывают специальной пастой для придания шероховатости. Современные сетки, в своем большинстве, изготавливаются из монофиломенных полиэфирных волокон, их поверхность похожа на полированное стекло и, чтобы копировальный слой фотоэмульсии мог удерживаться на поверхности сетки длительное время, гладкое волокно нужно сделать шершавым. |
|
Создание трафаретной формы Выбор типа эмульсии зависит от типа краски, требуемой тираже стойкости, минимальной величены воспроизводимых элементов. В зависимости от устойчивости к краскам фотоэмульсии делятся на:
В зависимости от условий могут использоваться «смываемые» и «несмываемые слои». Вкратце рассмотрим обе технологии. «Смываемая» или регенерируемая Подготавливаем эмульсию в соответствии с инструкцией. Подготовленная рамка с сеткой устанавливается вертикально. В ракель-кювету наливаем небольшое количество фотополимерной эмульсии и прижимаем ракель-кювету к нижнему краю сетки. Ровным движением проводим ракель-кюветой снизу вверх по печатной стороне, затем по ракельной стороне, и еще раз наносим на ракельную сторону слой эмульсии (мокрым по мокрому). Укрепляем раму горизонтально, печатной стороной вниз и оставляем сохнуть ее в темноте или при приглушенном желтом свете. При этом можно применять вентилятор с теплым воздухом или сушильный ИК-шкаф (ни в коем случае не УФ - сушилку, чтобы не засветить копировальный слой). Следите, чтобы пыль не попала на влажную поверхность копировальной эмульсии ! Эмульсия с помощью ракель-кюветы наносится на подготовленное сито. Светочувствительность фотоэмульсии обеспечивают входящие в её состав сенсибилизаторы, большинство из них чувствительны к Уф-излучению. Время экспозиции может достигать несколько минут и зависит от конструкции копировальной рамы, мощности источника Уф излучения, температуры в помещении. При засветке очень важную роль играет цвет сетки. Окрашенные волокна снижают рассеивание света при экспонировании. Для изготовления растровых печатных форм прямым способом целесообразно использовать окрашенные в желтый или золотистый цвет сита. Белые сетки используют при прямом экспонировании изображений с низким разрешением. После засветки форму проявляют с помощью тёплой воды или специальных растворителей. Для окончательного проявления форму помещают под струю воды под давлением в несколько бар. Сушат. После печати сито регенерируют с помощью специальных реагентов. Промывают под давлением. Сушат. После регенерации его ещё можно использовать несколько раз. «Несмывная» иле не регенерируемая эмульсия равномерно наносят на сито и в жидком виде её экспонируют. Затем проявляют с помощью растворителя. Сушат.По мере полного заполнения сетки её срывают и натягивают новую. |
|
Печать Готовую к работе рамку устанавливаем в зажимы станка и настроечными винтами регулируем расстояние от рамки до запечатываемой поверхности, выравниваем по осям X-, Y-. На печатное поле рамки наливаем немного краски. Ракелем, зажатым в ракель-держатель, проводим по печатному полю сначала без нажима. Краска наполняет ячейки сетки. Обратным движением ракеля с нажимом пропечатываем изделие. При печати изделие фиксируется на рабочем столе специальным клеем или при помощи вакуумного прижима. Ручные настольные станки не оборудованы вакуумным прижимом и в них изделие фиксируется клеем, распыленным на рабочий стол. Одного распыления хватает на фиксацию 10 изделий. Клей не оставляет следов на изделии. | |
Компонентами трафаретных красок являются: Чаще всего используют краски двух видов на основе растворителей (сольвентные) и ультрафиолетовые. Сушка оттисков В зависимости от типа шёлкографической краски – сольвентной или Уф, - используют соответствующие сушильные устройства. |
|